Опубликовано на: Ср, Июл 6th, 2016

Оборудовать  крыльцо – это лишь начало работы

Анализ создания условий физической доступности социальной, транспортной, инженерной и других инфраструктур показывает, что в обществе преобладает упрощённое восприятие проблем инвалидности, непонимание множества затруднений, возникающих при передвижении, ориентировании и получении услуг у людей с ослабленным физическим здоровьем. И это отражается на большинстве адаптируемых объектов при устройстве пандусов с отклонениями от нормативов, кнопки вызова, наклейки желтого круга на дверях. Но давайте сами себе зададим вопрос: какая польза от того что доступно крыльцо? Всё, приехали. Что дальше? Очевидно, что нужна доступность всего объекта или хотя бы его функциональных зон, включая санитарно-бытовые. Кроме этого, среди нас есть люди не только с нарушениями опорно-двигательных функций. Создавая условия доступности, собственникам объектов,  руководителям,  проектировщикам следует помнить, что заболевания бывают разные, и компенсируются они различными элементами для облегчения передвижения и ориентирования. Например: для слабовидящих людей  устанавливаются тактильные указатели разного назначения и иные контрастные обозначения как на вертикальных, так и горизонтальных поверхностях. Для них важно наличие мнемосхем на большинстве объектов, надписей шрифтом Брайля в соответствующих местах, в отдельных случаях голосовое дублирование и т.д.

В феврале текущего года В.Д. Зимнев с рабочим визитом приезжал в Казанский район. он посетил многие объекты (дом культуры, автовокзал, торговые центры, отделение сбербанка, спорткомплекс), проверил их доступность для маломобильных граждан и проанализировал ход выполнения программы «Доступная среда» в Казанском районе. Предложений и замечаний депутат высказал много. Со дня той поездки время прошло достаточно. теперь стоит проконтролировать, что сделано, а что ещё упущено

В феврале текущего года В.Д. Зимнев с рабочим визитом приезжал в Казанский район. он посетил многие объекты (дом культуры, автовокзал, торговые центры, отделение сбербанка, спорткомплекс), проверил их доступность для маломобильных граждан и проанализировал ход выполнения программы «Доступная среда» в Казанском районе. Предложений и замечаний депутат высказал много. Со дня той поездки время прошло достаточно. теперь стоит проконтролировать, что сделано, а что ещё упущено

Для слабослышащих в помещениях необходимо устройство индукционной петли, бегущей строки. Попробуйте представить, каким образом человек с нарушением слуха может понять в салоне автобуса или в железнодорожном  вагоне, какая сейчас остановка, если нет бегущей строки или сурдопереводчика? Есть люди с ДЦП, с расстройством речи и психики, другими патологиями.

Думаю,  нет нужды приводить иные примеры. Сказанного достаточно для понимания того, что устройством пандуса и входной группы доступная среда не исчерпывается. В соответствующих нормативных документах, в частности «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» многое разъяснено, причём, кроме общих требований, включены разделы применительно к объектам определённого назначения, а именно: домам  жилищного фонда, общественным  зданиям, объектам здравоохранения, образования, сервисного  обслуживания, торговли, бытового назначения, вокзалам.

Многие позиции не требуют больших затрат. Нужно только внимательно разобраться и, главное, постараться взглянуть на дело глазами тех людей, для кого внимание и забота общества жизненно необходимы.

Следует отметить, что законодательство, регулирующее вопросы создания доступной среды, динамично меняется. В Жилищный кодекс вносятся необходимые поправки. В связи с этим есть все основания полагать, что один из острейших вопросов – доступность многоквартирного жилья – начнёт решаться значительно быстрее. С 1 июля 2015 года государственная и негосударственная экспертизы не принимают проектную документацию при отсутствии раздела, содержащего требования доступности проектируемого объекта. Не менее важно принятие на всех уровнях управления, включая муниципальный, «дорожных карт» с конкретными показателями доступности объектов и услуг по годам. Во все административные регламенты (62 ед.), регулирующие предоставление государственных услуг,  внесены требования по обеспечению доступности. Кроме того, изданы приказы, утверждающие порядки обеспечения доступности. Всё вышесказанное позволит не только упорядочить работу по созданию безбарьерной среды, но и сделать её более качественной. Нужно добиться того, чтобы создание условий доступности для людей с ослабленным здоровьем стало правилом хорошего тона, культурой ведения дел, делом престижа любой организации.

В целях стимулирования и поддержки формирования в Тюменской области полноценной безбарьерной среды в 2016 году вновь проводится областной конкурс «Область для всех» среди муниципальных образований (в г. Тюмени участниками являются административные округа). Организаторами конкурса выступили Тюменская областная Дума, департамент социального развития Тюменской области, региональное отделение партии «Единая Россия».

Чрезвычайно важно формирование в области заинтересованного, заботливого, уважительного отношения к инвалидам и другим лицам, испытывающим затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг. Чтобы в суматохе повседневности привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями и способствовать их решению, ещё в прошлом году мы организовали  конкурс «Область для всех». Была проведена очень серьёзная и многоэтапная работа. Помимо анализа конкурсных заявок, были организованы комплексные проверки наиболее востребованных объектов социальной, транспортной, инженерной и других инфраструктур муниципальных образований области. Активными и важными участниками проверок  были представители общественных организаций инвалидов, а также люди с ограниченными возможностями. Все они выступали как эксперты, их мнение было решающим, а советы, предложения обязательно учитывались в подведении итогов конкурса.

Приятно отметить активное участие негосударственного сектора:   крупных  банков, торговых центров, сервисных служб. Для многих из них участие в конкурсе стало делом престижа. Руководители стали подходить к созданию доступной среды более ответственно и комплексно, с пониманием, что данный объект – будь то магазин или поликлиника, школа или музей, административный офис или зона отдыха – должен быть оборудован и обустроен так, чтобы действительно каждому человеку было максимально комфортно там находиться.

С помощью конкурса организаторы рассчитывают распространить положительный опыт создания безбарьерной среды и привлечь внимание общества к проблеме доступности объектов.

По итогам конкурса будут определены победители в номинации «Лучшее муниципальное образование Тюменской области по обеспечению условий доступности объектов и услуг для инвалидов и иных маломобильных групп населения» в категориях «Городские округа» и «Муниципальные районы». Не останутся без внимания и наград предприятия, организации и учреждения всех форм собственности.

Заявки принимаются до 1 октября, а итоги конкурса будут подведены в начале декабря 2016 года во время мероприятий, посвящённых Международному дню инвалидов. Положение о конкурсе «Область для всех» размещено на официальных порталах Тюменской областной Думы, муниципальных образований Тюменской области, территориальных органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов.

В. Зимнев,

региональный координатор проекта партии «Единая Россия»

«Единая страна  – доступная среда»

депутат Тюменской областной Думы

Фото Артёма Тагильцева

Основные задачи социальной программы «Доступная среда»:

– Одинаковый доступ для любого ограниченного индивида в сферах обслуживания таких лиц.

– Предоставление бесплатного или льготного медицинского обслуживания на равных условиях с остальными гражданами.

– Организация курсов по обучению и повышению квалификации инвалидов с последующим их трудоустройством.

– Объективность и непредвзятость медицинской экспертизы.

Об Авторе