Опубликовано на: Сб, Апр 26th, 2014

Казанское – Чимеево: непутёвые заметки

Поделиться этой

В день Благовещения Пресвятой Богородицы семнадцати казанским прихожанам не пришлось побывать на красивой службе IMG_9827с традиционным выпусканием голубей. Правда, повод пропустить благовещенскую литургию был благословлён Вадимом, настоятелем нашего Казанского прихода. Потому что именно в этот праздник Богородицы было намечено паломничество к одной из замечательных её икон – иконе Чимеевской Божией Матери. В числе паломников посчастливилось оказаться и мне.

Галерея "Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь"

Село Чимеево находится в Белозёрском районе Курганской области, в 90 километрах к северу от Кургана. Оно расположено по берегам речки Нияп – притока Тобола. Чудотворная Чимеевская икона Божией Матери ежегодно притягивает паломников из разных регионов России. Говорят, что многие приезжающие сюда больные люди, жаждущие исцеления, исцеляются. Для тех, кто хочет приехать в Чимеево на несколько дней, в монастыре работает гостиница для паломников.

Список с Чимеевской святыни в первый раз я увидела очень давно, когда ещё не была, как это говорится, воцерковлённой верующей, мимоходом в одном тобольском храме. Но так запомнились мне её невероятные иконные очи, что потом долго я расследовала, как называется этот странный и выразительный образ и какова его история. Поэтому вы представьте моё состояние, когда я узнаю, что буквально через несколько дней можно будет воочию увидеть оригинал! Да ещё в настоящей паломнической поездке (в которой я ни разу до той поры не бывала, но читала – и много), притом в первой, так сказать, экспериментальной – её настоятель Казанского прихода организовал при деятельном участии местного предпринимателя Сергея Туренина.

Около трёх ночи паломники бесшумно подкатили к дому отца Вадима, он нас благословил, и мы двинулись в путь. Дорога предстояла долгая (лишь от Ишима до Чимеева по самому короткому маршруту более 360 км), и, благо тюменские наши дороги весьма не переизбиты (это мы в полной мере ощутили, въехав на территорию Курганщины), некоторым удалось до рассвета подремать. В Чимеево планировалось прибыть часам к 9-10 утра. Когда паломницы (а изъявили желание путешествовать одни женщины) начали в рассветных сумерках хоть что-то различать и постепенно просыпаться, был сообща прочитан канон святого праздника, а Светлана Ивановна Неживых из Афонькино на правах руководителя группы рассказала об истории обретения иконы и судьбе того места, где она находится.

По легенде, однажды в село по реке неведомо откуда приплыла икона Казанской Божией Матери. Это сочли как знак свыше. Икону поместили в храме Константина и Елены, и слухи о ней распространились по всей округе. Сюда потянулись первые паломники. Но в 1770 году церковь вспыхнула и сгорела. Всё, что находилось в церкви, было уничтожено, в том числе иконостас. Но разбиравшие завалы местные жители вдруг обнаружили чудом сохранившуюся икону Казанской Божией Матери. Икона нисколько не пострадала от огня, лишь потемнела от сажи. В 1890 году был построен новый деревянный храм в честь явления Казанской иконы Божией Матери. Именно он дожил до наших дней. В 1930 году священника храма арестовали и расстреляли, в 1937 году та же участь постигла его преемника. Церковь закрыли. В 1943 году сельские власти решили переоборудовать её под зернохранилище. В 1947 году склад зерна закрыли, а помещение решили вернуть верующим. В 2002 году вместо обычного прихода в Чимеево был основан Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь.

В тот день я воочию убедилась в действии православной приметы об искушениях во всяком благом деле. Хорошее это слово – искушение… Как велика область его применения! В этот раз искушением можно было назвать наши плутания в поисках заветного Чимеево, а если учесть, что с цивилизованной трассой мы попрощались за пределами Тюмени, было и весело, и грустно. Весело подпрыгивать на колдобинах так, что сверху валились пакеты с бутылками, прихваченными некоторыми паломницами под святую воду из знаменитого чимеевского источника, а грустно за новенькое такси, для которого это путешествие стало настоящим тест-драйвом на выносливость. И за то, что мы, похоже, безнадёжно опаздывали на праздничное монастырское богослужение.

Указатель «Чимеево» наш микроавтобус миновал почти в полдень. Перед этим по пути перед нами то и дело представали редкие и все как на подбор серенькие курганские селеньица и деревеньки. Первое впечатление от них осталось у меня двоякое: с одной стороны – внешне это выглядело как путешествие в старые добрые пятидесятые годы прошлого века (не позволяли забыть о реальности лишь спутниковые «Триколоры» на каждой бревенчатой избушке-сараюшке), а вот с другой… Подумалось, что неспроста в таких несытых финансово местах являются святыни – где плоть немоществует, дух животворит. И живут потом люди в таких вот заброшенных инвестициями – но не Богом! – чимеевых вокруг святыни и за счёт неё. Чимеево довольно заметно отличается от менее «счастливых» в плане обретения святынь соседей, и чувствуется, что сама жизнь села консолидируется вокруг маленького монастырского центра.

Святой образ вживую оказался ещё поразительнее, чем я представляла. Большой размер впечатляет, и глаза, ясные на совершенно тёмном – до угольной черноты – лике, глядят прямо в каждого, кто переступает церковный порог. К Божией Матери на поклон и с тихими просьбами то и дело подходят мужчины и женщины – место вокруг иконы никогда не пустует. Внутреннее убранство храма, в котором она расположена, выдержано в бирюзово-золотистой гамме, на стенах и фресках – прекрасного письма и идеального вкуса – святые изображения. Необычные лики, необычный распев на клиросе (церковном хоре) – всё другое, нездешнее. Слава Богу, мы подоспели как раз к кульминации богослужения – евхаристии, и после причастия поучаствовали в молебне перед святой иконой. Самые сметливые из нас (к коим я, к сожалению, не относилась) успели побывать в храме в честь и другой прославленной иконы Богородицы – Неупиваемой Чаши, этот храмик тоже находится на территории монастыря.

После этого, подкрепивши силы гороховой кашей и очень вкусным монастырским хлебом (монастырское кафе и магазин выпечки находятся в скромном здании старой, ещё советской, постройки под самодельной вывеской), мы отправились на святой источник. Его можно найти по указателю в полутора километрах к северу от Чимеево.

В советское время источник засыпали, некоторое время здесь была обычная помойка. В конце семидесятых стараниями местных жителей родник был расчищен и приведён в порядок. Сейчас от дороги к источнику ведёт деревянная лестница с коваными перилами. Над источником построили беседку, а поблизости оборудовали купальню.

Приезжающие сюда паломники обычно набирают бутыли воды – сколько кто сможет унести. Некоторые не ограничиваются на том и окунаются в купальню с ледяной водой. Знающие люди советуют, спускаясь к роднику, на каждой ступеньке шептать: «Господи, помилуй». Ещё говорят, что учёные установили, что в этой воде содержится серебро, которое убивает микробы и обладает целительной силой. Другие утверждают, что здесь действует не наука, а помощь Богоматери. По словам одной из паломниц нашей группы, приезжавшей в Чимеево уже в шестой раз, вода из источника похожа на крещенскую агиасму: сладка, кристально прозрачна и долго не портится. Мне остаётся этому только верить, потому что как раз аккурат к часу нашего приезда в Чимеево «вырубилось» электричество, а так как вода из источника подаётся с помощью специальных насосов, к превеликому огорчению некоторых моих спутниц, набрать её не получилось.

В десять вечера мы вернулись домой. Лично я ездила не за водичкой, не в поисках исцеления, а просто – в гости к Богородице. Поэтому для меня всё удалось. Кто-то в обратном пути унывал от тягот долгой дороги (если бы они знали, как наши земляки путешествовали в Киево-Печерскую лавру пять лет пешком!), кто-то намечал следующие паломнические маршруты, а у меня в голове роились неправильные мысли, а именно: надо ли мне оно? Что я могу найти в далёких далях, чего нет в нашем родном и светлом казанском храме? Даже копия Чимеевской чудотворной иконы есть и у нас. Хороши чимеевские места сосновые, но и наши степные ничуть не хуже. И, наверное, не менее благодатны. Вот в Афонькино, рассказывают, тоже бьёт живоносный родник. А в Ильинской церкви находится икона Богородицы в честь чудесного её явления, которому в этом году будет сто лет. Впрочем, всё это сказано не для потенциальных паломников, это – темы для новых экскурсий!