Опубликовано на: Ср, Апр 5th, 2017

Поранить сердце болью другого

Поделиться этой

Кто такие новомученики? Знаете ли вы о ком-нибудь из них? Может быть, кого-то почитаете особенно и прибегаете к его молитвам? Как думаете, возможно ли в будущем повторение кровавых преследований за веру?

Такие вопросы в этом году я не раз задавала знакомым прихожанам православного храма. Потому что интересно, как люди принимают к сердцу судьбы и примеры проливших свою кровь за исповедание Христа наших братьев, живших совсем недавно – меньше ста лет назад. Статьёй, которую вы читаете, продолжается цикл о новомучениках, посвящённый столетию с начала преследований. А нужно ли это, интересуются ли этим люди?

Группа прихожан Христорождественского храма с церковно- и священнослужителями. В среднем  ряду, в центре – благочинный из Ильинки (предположительно), по левую руку – о. Иаков Карпов, по  правую – о. Гавриил Карпов. 1920-е годы (?).  Фото из фонда музея Афонькинской школы

Группа прихожан Христорождественского храма с церковно- и священнослужителями.
В среднем ряду, в центре – благочинный из Ильинки (предположительно), по левую руку – о. Иаков Карпов,
по правую – о. Гавриил Карпов. 1920-е годы (?).
Фото из фонда музея Афонькинской школы

Так вот, поделюсь не тая, какие ответы я получала на свои вопрошания. О том, что при советской власти было замучено множество православных священников и мирян, мои респонденты хорошо наслышаны. Многие из них ежегодно  участвуют в богослужении на месте будущего храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Больших Ярках (там сейчас установлен поклонный крест). А вот для кого-то новомученики –  «это где-то в Сирии», где исламские радикалы до сих пор сжигают и вырезают христиан. О собственном трагичном прошлом знают (или задумываются) не все.

Что характерно, с тревогой  смотрят мои собратья на будущее существование земной Церкви. Замечая во многих уже сейчас оскудение веры, пренебрежительное отношение к заповедям Христовым, озлобление против священства и церковных порядков, почти все опрошенные допустили повторение неусвоенных исторических уроков. Ведь и вправду – мученики и исповедники канонизированы, им уже молятся как святым, но и их мучители не осуждены, зло не названо злом, а зачастую и вовсе признаётся нашими современниками «исторической необходимостью». Мол, иначе тогда было нельзя. Миллионы убиты, зато в Космос полетели. Как будто иначе не полетели бы…

А ещё я попросила ответить на подобные вопросы иерея Вадима Овчинникова, настоятеля нашего казанского храма в честь Святителя и Чудотворца Николая.

– Батюшка, как Вы думаете, людям сегодня интересен разговор о новомучениках?

–  По каким-то причинам так сложилось, что темой мученичества и исповедничества в новое время интересуются люди в основном в городах. Бывая в Москве на Рождественских чтениях, я видел, что даже в школах учителя иногда проводят с детьми открытые уроки на примере кого-то из новомучеников. Недавно в Тюмени, на Филофеевских чтениях, я выслушал очень интересный доклад об одном из новомучеников, служивших в тюменском храме. В городе Ишиме изучением данной темы занимаются работники  музея. А вот если брать наш район, то, думаю, лишь единицы этим интересуются. Хотя информация доступна сейчас широко: её можно найти в Интернете, она освещается в каждом номере журнала «Фома» (есть в нашей приходской библиотеке), да и в приходской газете «Купель» (распространяется в храме),  кому интересно – все могут прочитать.

– Кому из новомучеников наиболее часто, на Ваш взгляд, молятся люди?

 – Мне кажется, наши прихожане изо всех святых нового времени  чаще  всего молятся священноисповеднику Луке Войно-Ясенецкому.  Мне тоже очень близок этот святой, как и другие его современники, достойные восхищения и подражания: священномученик Илларион Троицкий, преподобномученица Елизавета Феодоровна, преподобная  Анастасия Киевская.  Меня Господь сподобил побывать и помолиться у их  мощей. Также близок преподобноисповедник Сергий Сребрянский, сподвижник великой  княгини Елизаветы. И, конечно, с недавнего времени узнанный нами священномученик Виссарион, служивший у нас в Ильинском храме.  А также священник Гавриил, последний настоятель Рождественского храма в Афонькино.  Он был расстрелян в 1937 году. Хотя он ещё и не прославлен Церковью, но, думаю, Богом прославлен за свою веру и исповедничество.

– Как Вы думаете, могут ли гонения, подобные советским, повториться вновь?

– Многое может повториться, если мы действительно не будем брать пример с наших исповедников. Ведь чего греха таить, мы усыпляемся благами цивилизации, нам хочется, чтобы нас никто не трогал, боимся ранить своё сердце болью другого человека. Христианство у нас становится номинальным. Но, несмотря ни на что, всё не так плохо, потому что ещё жива вера Христова во многих сердцах, и  приближается время пришествия Господня, когда откроются все наши дела и помышления, и будет уже явно, кто исповедник, а кто нет.

 

Две судьбы, одни из многих

Cело Ильинское в начале ХХ века было центром Ильинской волости Ишимского уезда Тобольской губернии. Здесь проживали крестьянский начальник, становой пристав и мировой судья, действовал Ильинский волостной банк. В первом десятилетии века в Ильинском имелись две школы (женская церковно-приходская и мужская  школа Министерства народного просвещения, при которой была открыта учительская центральная библиотека «с достаточным содержанием книг научного характера»). К числу местных учреждений относились хорошо оборудованная больница, 6 мелочных и 1 мануфактурная лавки, 1 винная и 2 пивных лавки, 19 ветряных и 1 водяная мельница, хлебозапасный магазин, маслодельня, маслобойня, 5 кузниц, пожарный сарай и другие.

С 1923 года Ильинское – центр сельсовета и районный центр Ишимского округа Уральской области. В 1931 году Ильинский район был упразднён, и его территория вошла в Казанский район.

К этому времени в храме большого славного села Ильинского продолжал служить отец Григорий. Семья его была, как это нередко бывает у священников, многодетной. В 1932-м году отцу семейства должно было исполниться 55 лет. Но не дожил батюшка до этого юбилея…

Родился Григорий Спиридонович Кравцев  далеко от наших мест, в Самаре. Окончил одноклассное министерское училище, но вдруг по зову Господню избрал себе церковную стезю. С 8 декабря 1906 года он служил псаломщиком в Ильинском приходе Ишимского уезда Омской епархии. В апреле 1912 года его рукоположили во священника с оставлением на псаломщической вакансии при Ильинской церкви и командированием для служения в приписном Вознесенском храме деревни Красный Яр  Ильинского прихода (в 1920-х годах эта деревня стала относиться к Казахской ССР).

Отец Григорий был арестован 24 ноября 1930 года и заключён в тюменскую тюрьму. 2 апреля 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Уралу он был приговорён к расстрелу. Спустя много лет, 6 июля 1989 года, убиенного Григория Кравцева полностью реабилитировали.

О судьбе церкви в соседнем с Ильинкой селе Афонькино и последнего афонькинского священника некогда писала в альманахе «Коркина слобода» краевед Светлана Ивановна Неживых. Далее – выдержки из её статьи:  

«Первым священником в приходе храма Рождества Христова в Афонькино стал в 1870 году выпускник Тобольской духовной семинарии Яков (Иаков) Стефанович Карпов. 

Отец Иаков оставил о себе добрые воспоминания. Он являлся инициатором отвода земли для сельского кладбища и лично планомерно высаживал на нём молодые сосенки, превратившиеся к нашему времени в могучие деревья. В народе говорили, что очередное деревце священник сажал после каждого крещения младенца.

14 января 1885 года в Афонькино произошло важное событие – открылась церковно-приходская школа. Попечителя школы не было, Закон Божий преподавал отец Иаков. Впоследствии учительницей стала дочь псаломщика Анна Малахова. Сын о. Иакова Гавриил также встал на пастырскую стезю. В возрасте 20 лет он уволился из 4-го класса Тобольской духовной семинарии и стал служить псаломщиком. 15 августа 1910 года он был рукоположен во священники в родной для него храм. Во время Первой мировой войны в храме проводились  денежные сборы: на тёплую одежду для солдат, на больных и раненых.

Октябрьский переворот 1917-го изменил жизнь афонькинских священнослужителей. Тем не менее, их авторитет оставался непререкаемым. Так, рассказывают, что в 1921 году, во время Крестьянского восстания, когда афонькинские крестьяне взялись за оружие, седовласый отец Иаков вышел к народу и властно призвал «прекратить бучу». Местные инициаторы мятежа взялись было его арестовать, но поддержки в этом деле у прихожан не нашли.

Советская власть осталась равнодушна к подобному миролюбию: как свидетельствуют архивные документы, в том же году священники Гавриил Яковлевич и Яков Стефанович Карповы, псаломщик Иван Егорович Новиков и Егор Удилов (видимо, староста) были лишены земли, инвентаря, скота и избирательных прав как «представители духовного культа». А в справке более позднего времени, 1923 года, Гавриил Карпов числится и вовсе «кулаком». Об о. Иакове уже нет упоминаний – видимо, к тому времени престарелый (ему было около 73 – 75 лет) батюшка уже скончался.

Арестован отец Гавриил был 11 августа 1937 года и ровно через месяц, 11 сентября, расстрелян в  Ишиме. Там же и похоронен среди десятков подобных ему безвинных жертв в безымянной могиле. А то, что безвинен он был, подтвердила и комиссия по реабилитации в 1989 году.

О судьбе семьи батюшки никто в Афонькино не смог вспомнить. Дом священника сгорел где-то в 30-е годы, а вместе с ним – часть церковного архива, метрические записи. В осиротевшем храме разобрали иконостас, иконы сложили в притвор (одна из них, образ Спасителя, чудом сохранилась и ныне передана в Ильинскую церковь Илии Пророка). И – открыли зерносклад. Во время войны некоторые афонькинские женщины приходили к его стенам и молились за своих родных, воюющих на фронте. Ведь, несмотря на запустение, православный крест всё так же сиял над куполом!».

#Духовность



Оставить комментарий

You must be Logged in to post comment.

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow