Опубликовано на: Чт, Июл 5th, 2018

По заветам отца

Поделиться этой

Издавна казахи были  кочевым народом, основой хозяйства которых  являлось скотоводство. Долгое время  (даже на территории нашего района)  они предпочитали жить отдельными стоянками и селиться небольшими аулами.

В настоящее время в Казанском  районе казахи по численности населения занимают второе место. В небольшой приграничной деревеньке  Благодатное их проживает  102 человека, что составляет около 40 процентов от общего количества жителей этого населённого пункта. Русские и казахи многие годы живут дружно, ходят друг к другу в гости, перенимают обычаи.  Общение идёт в основном на русском, но в тесном кругу  казахи разговаривают на своём родном языке. Нередки  смешанные браки.

В правой части деревни компактно проживают несколько казахских семей. Местные жители называют это место  аулом. 

Самый возрастной житель деревни Благодатное среди казахов Бекбулат Азнабаев с сыном Жанатом, снохой Шолпан и внучкой Алемой

Самый старший и уважаемый житель среди благодатновских казахов – Бекбулат Азнабаев. Осенью этого года ему исполнится 77 лет.

Родители Бекбулата перед началом Великой Отечественной войны переехали из Казахстана в Казанский район и обосновались на одной из казахских стоянок, расположенной в трёх километрах от Благодатного. Называлась она Ильинскими солонцами. Жители стоянки являлись членами колхоза «Берлик», состоящего  исключительно из казахов. 

– Коллективное хозяйство объединяло около 30 дворов, – вспоминает Бекбулат. – Колхозники разводили коров, коней, овец,  кур. Недалеко от деревни Ельцово действовал  ещё один казахский колхоз, который назывался «Кызыл-ту». Мне исполнилось 10 лет, когда в 1951 году «Берлик» прекратил своё существование, войдя в состав  Благодатновского колхоза имени С.М. Кирова. Наша семья переехала тогда  в Благодатное. В то время здесь  находился сельский совет, его председателем был Базар Бримжанов, после  на смену ему пришёл Калаудден Мусин.

"Кызыл-ту"  тоже просуществовал недолго. В 1953 году его присоединили  к ельцовскому колхозу имени В.И. Ленина, а в 1961 году оба колхоза вошли в состав совхоза «Ильинский».

Бекбулат был старшим ребёнком в семье, где, кроме него, подрастали ещё брат Амангельды и три сестры: Кауйя, Халима и Ийс. Отец рано ушёл из жизни, и  забота о семье легла на плечи юноши. В 14 лет он пошёл  работать в колхоз, пас овец.

На правах старшего он всех  сестёр выдал замуж, женил брата, да и себе выбрал в жёны красивую статную девушку Умуджан. Молодые сами построили  дом,  совхоз помог со стройматериалами.

В семье Бекбулата и Умуджан  родились восемь детей. Всех их с малых лет родители приучали к труду.

 Своего старшего внука Ерлана по казахскому обычаю дедушка с бабушкой взяли к себе на воспитание, выучили  и женили. Он, в свою очередь, порадовал дедушку с бабушкой правнуком Амирханом  и, буквально на днях, подарил им правнучку Самиру.

Бекбулат Азнабаев отработал в  животноводстве  совхоза "Ильинский" в общей сложности 45 лет, заслужив признание односельчан. Его  супруга Умуджан хранила семейный очаг и  трудилась санитаркой на ФАПе. Их дети и внуки выросли и разъехались  кто куда.

Но два сына Бекбулата Кайрат и Жанат остались жить в Благодатном.  Дом Жаната стоит  рядом с родительским. Вместе с супругой Шолпан и дочерью Алемой они содержат личное подсобное хозяйство, в котором пять дойных коров, пять лошадей, три десятка овец, телята, куры, гуси.

День в семье Жаната Азнабаева начинается в шесть часов с утренней дойки. Затем молоко отправляют на молокоприёмный пункт, заведует которым в Благодатном Галина Елеманова. Ежедневно во время  утренней и вечерней дойки надаивают в общей сложности  до 35 литров молока.

Потом  нужно успеть отправить крупный скот в табун,  накормить и напоить овец и телят, домашнюю птицу,  убрать навоз.  После завтрака решаются другие повседневные дела: подготовка к сезонным работам  сельскохозяйственной техники, садово-огородные заботы, домашняя уборка и приготовление пищи, помощь отцу.

По такому размеренному графику живут и другие жители села. Личное подсобное хозяйство для большинства из них даёт не только продукты питания, но это и единственный источник заработка. 

Дойное стадо жители деревни пасут по очереди. Для остальных животных предусмотрены электропастухи.

 

Светлана Суровцева

Фото автора



Оставить комментарий

You must be Logged in to post comment.