Опубликовано на: Ср, Мар 19th, 2014

Пусть поможет логопед

Поделиться этой
Фото Тамары НОСКОВОЙ

Фото Тамары НОСКОВОЙ

В 2012 году специалисты отдела образования провели мониторинг нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста. По результатам мониторинга выявлено, что более 300 детей в районе нуждаются в профессиональном логопедическом сопровождении. Именно для оказания логопедической помощи детям района в 2013 году при финансовой поддержке правительства Тюменской области были открыты четыре логопедических пункта.

Об этом рассказывает нашему корреспонденту Тамаре Носковой главный специалист отдела образования Е.В. ЛОМОВИЦКАЯ.

– Елена Вячеславовна, в настоящее время речевые нарушения – это самое распространённое явление среди дошкольников и младших школьников. При этом родители по-разному относятся к проблемам речи детей: кто-то следует рекомендациям, кто-то отмахивается – некогда. В чём причина нарушений речи у детей?

– Речь является одним из важнейших компонентов развития человека. У детей, имеющих речевые нарушения, страдают память, внимание, воображение и словесно-логическое мышление. Причина нарушений речи у детей кроется в заболеваниях, а также дефиците общения. Родители предпочитают оставлять ребенка перед телевизором, компьютером, а не разговаривать с ним. Часто сказывается и неправильное обучение речи в семье (сюсюканье). Бывает, что дети перенимают чужие погрешности в произношении, подражая сверстникам, героям мультфильмов. Если семья двуязычная, у ребёнка также могут возникнуть трудности с произношением. У детей часто встречается замена одного звука другим, который легко произносится, или в одних словах он правильно произносит звуки, а в других те же самые звуки искажает. Отсутствие воспитания и нормального общения в семье оказывает негативное влияние на речевую деятельность ребёнка. Речевые проблемы могут появиться и как следствие плохого питания, частых болезней, напряженной семейной атмосферы.

Нередко встречаются нарушения письменной речи. Дети могут слишком медленно читать или полностью утратить способности к письму и чтению. Зачастую причинами этих нарушений являются поражения коры полушарий мозга.

– Многие причины нарушения речи у детей можно устранить. Что конкретно нужно делать родителям, что предпринимать?

– Главное – вовремя заметить, что у ребенка проблемы с речью, и обратиться к специалистам: логопеду, психоневрологу, стоматологу, ортодонту. В Казанском районе открыты логопедические пункты. Расположены они в зданиях школ: Ильинской, Казанской начальной, Новоселезнёвской и Казанской коррекционной. Все остальные образовательные учреждения закреплены за определёнными логопедическими пунктами. В Ильинский логопункт могут обратиться родители детей, проживающих на территориях Ильинского, Афонькинского, Большеярковского сельских поселений. За логопунктом Казанской школы закреплены дети Казанского, Яровского и Пешнёвского сельских поселений. В Новоселезнёвском логопункте помогут мальчикам и девочкам из Новоселезнёвского, Гагарьевского, Большеченчерского, Огнёвского, Челюскинского сельских поселений. В логопункт Казанской коррекционной школы могут обратиться родители детей, проживающих на территории Смирновского, Чирковского сельских поселений, учащиеся коррекционной школы, а также воспитанники детских садов с.Казанского и п.Новоселезнёво.

– Как работают логопеды?

– Учителя-логопеды выезжают в закреплённые за ними территории по графику, чтобы провести первичный осмотр и объяснить родителям, как можно самостоятельно заниматься с ребёнком. Также они проводят бесплатные коррекционные занятия с ребятами различных возрастов (до 11 лет), организуют индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

Занятия в логопунктах проводятся как индивидуально, так и в группе, во внеурочное время с учётом режима работы общеобразовательного учреждения. Срок коррекционного обучения детей варьируется от четырёх месяцев до двух лет в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.

В арсенале специалистов – множество методов коррекции речи: одним детям потребуется развитие мелкой моторики, другим придёт на помощь сценическое искусство, третьим будут полезны физические упражнения. Между тем различные логопедические методики применяются даже на стандартных занятиях в саду или школе, и этого бывает достаточно для выправления маленьких дефектов речи. Разучивание стихотворений, пересказ текстов, физкультминутки – всё это положительным образом влияет на развитие речевого аппарата.

Чтобы получить логопедическую помощь, детям и их родителям необходимо обратиться к руководству своего учебного заведения. После собеседования на специальной комиссии ребенка направят в пункт, за которым закреплена данная школа или детский сад.



Об Авторе